Чувствительный элемент представляет собой клапан, управляющий разрежением, поступающим в диафрагменную вакуумную камеру. Ротор чувствительного элемента, помещенный в неподвижный корпус, вращается от распределительного вала двигателя.
Внутри ротора, на пружине, укреплен центробежный груз, являющийся одновременно золотником клапана.
Шток диафрагмы вакуумной камеры через кривошип связан с осью дроссельной заслонки карбюратора двигателя.
Пружина полностью открывает дроссельную заслонку.
При частоте вращения вала двигателя, меньшей регулируемого значения, клапан соединяет верхнюю и нижнюю полости диафрагменной камеры.
При увеличении частоты вращения до регулируемого значения груз, преодолевая силу сопротивления пружины, прикрывает отверстие в роторе.
В результате этого верхняя полость вакуумной камеры сообщается с областью разрежения, образовавшейся около дроссельной заслонки, а нижняя полость камеры остается соединенной с верхним концом всасывающего патрубка, в котором давление близко к атмосферному.
Под действием разрежения диафрагменная камера перемещается вверх и прикрывает дроссельную заслонку карбюратора. Груз прикрывает отверстие в роторе не мгновенно, поэтому и дроссельная заслонка закрывается не сразу, а постепенно, в процессе некоторого дальнейшего нарастания частоты вращения двигателя.
Разрежение в верхнюю полость диафрагменной камеры распространяется по двум каналам, один из которых расположен выше Дроссельной заслонки, а другой ниже.
Это сделано для того, чтобы выровнять разрежение, распространяющееся в диафрагменную камеру при повороте дроссельной заслонки.
Дросселирующие отверстия, расположенные в каналах, препятствуют колебаниям диафрагмы и дроссельной заслонки карбюратора.