Такая характеристика выражает зависимость изменения крутящего момента двигателя от частоты его вращения (или от угловой скорости) для различных положений органа управления прибором подачи топлива (карбюратором, топливным насосом) карбюраторного двигателя и дизеля. Точки пересечения кривых крутящего момента с кривой момента сопротивления, вызванного силами сопротивления качению, подъему, воздуха и прицепных орудий транспортной машины, определяют режимы работы двигателя, характеризуемые частотой вращения коленчатого вала двигателя и моментом.
Если водитель не имеет опыта, то в некоторых случаях (большая подача топлива и малая нагрузка) двигатель может развить недопустимо высокую частоту вращения. Максимальная частота вращения карбюраторного двигателя и дизеля ограничивается возможностью поломки деталей двигателя из-за больших инерционных нагрузок в шатунно-кривошипном механизме.
Кроме того, работа дизеля с высокой частотой вращения недопустима из-за дымления и тепловой перенапряженности деталей.
Частоту вращения двигателя можно ограничить, используя предельный однорежимный регулятор максимальной частоты вращения. Такой регулятор при достижении двигателем заданной максимальной частоты вращения уменьшает подачу топлива и развиваемый двигателем крутящий момент.
Характеристику крутящего момента двигателя при его работе совместно с регулятором называют регуляторной характеристикой крутящего момента двигателя. Однорежимный регулятор начинает уменьшать подачу топлива при частоте вращения.
Предотвращение выхода двигателя из строя является не единственной причиной применения регулятора максимальной частоты вращения.
В значительной степени максимальная частота вращения определяет долговечность двигателя.