Теория регулирования частоты вращения двигателя

Более глубокому освещению теории регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя посвящены работы М. А. Айзермана, А. М. Каца, И. И. Кринецкого, Н. Н. Настенко, Л. А. Борошка, А. А. Грануэра и др. Одной из последних, наиболее фундаментальных работ в этой области является книга В. И. Крутова. Теория регулирования частоты вращения двигателя развивалась применительно к стационарным установкам и позднее была использована для исследования систем регулирования двигателей транспортных машин. Так же как и для стационарных установок, валы, соединяющие двигатель с потребителем энергии, были приняты жесткими, т. е. не учитывалась их упругость при выводе дифференциального уравнения движения двигателя.

Такое допущение приемлемо только для некоторых транспортных машин (тракторы, тягачи и др.), в которых двигатель соединен с ведущими колесами или ведущими звездочками гусеничного движителя короткими жесткими валами. Для некоторых других транспортных машин, в частности автомобилей, содержащих длинные скручиваемые валы (карданный вал и полуоси), это допущение может оказаться неприемлемым.

Учитывая сказанное, транспортная машина, как объект регулирования, была нами рассмотрена с учетом упругости валов трансмиссии.

Позднее на конкретном примере было показано, что отсутствие учета упругости валов трансмиссии транспортной машины может принципиально исказить характер переходного процесса и привести к неправильному выводу об устойчивости системы.

При учете упругости валов на два порядка повышается дифференциальное уравнение движения системы регулирования.

Переходя к рассмотрению технических и эксплуатационных задач, решаемых при использовании на транспортных машинах систем регулирования частоты вращения двигателя, обратимся к статической характеристике крутящего момента двигателя.