Изменение момента трения сцепления

Статическая характеристика сцепления как объекта управления представляет собой зависимость момента трения сцепления от изменяющего его параметра, которым может быть сила, давление жидкости, напряжение источника электрической энергии и т. д. Принцип действия обычного пружинного фрикционного сцепления общеизвестен. Изменение момента трения сцепления Мх в процессе его регулирования осуществляется изменением силы Q. Из-за наличия упругости нажимного диска и рычажной системы изменение силы Q приводит к некоторому перемещению рычага выключения сцепления = Q/C, где С — приведенный коэффициент жесткости нажимного диска и рычажной системы.

Поскольку коэффициент С имеет высокое значение, перемещение невелико.

Поэтому для успешной работы системы надо управлять сцеплением, изменяя силу Q, а не перемещение.

Это значит, что для управления сцеплением не следует применять обычный гидравлический серводвигатель с обратной связью, выходным параметром (координатой) которого является перемещение. Управлять сцеплением следует при помощи механизма, выходным параметром которого является сила.

Рассмотрим ему нормально разомкнутого сцепления с гидравлическим нажатием.

В результате действия отжимных пружин сцепление находится в выключенном положении. При подаче жидкости под давлением в цилиндр рычаг повертывается и через подшипник и рычаг передает нажимное усилие на ведущий диск, который прижимает ведомый диск к маховику двигателя.

По такой схеме выполнены автоматические сцепления «Естик» фирмы Рамблер и сцепление, разработанное в НАМИ для автомобиля «Москвич-412», выпускаемого Ижевским автомобильным заводом.

По аналогичному принципу работает сцепление «Хикомат», автомобиля «Трабант-601», в котором на рычаг выключения обычного сцепления действует мощная пружина, преодолевающая силу нажимных пружин: в результате этого в нормальном состоянии сцепление разомкнуто.