При увеличении момента сопротивления на колесах транспортной машины происходит отклонение угловой скорости двигателя. Регулятор двигателя, реагируя на отклонение уменьшает угол поворота дроссельной заслонки карбюратора и крутящий момент двигателя.
Реагируя на возникшее отклонение, регулятор передачи увеличивает передаточное отношение, что приводит к уменьшению момента нагрузки Двигателя.
В результате увеличения крутящего момента двигателя и уменьшения момента нагрузки угловая скорость двигателя уменьшается, т. е. двигатель возвращается к прежнему режиму работы.
При устранении отклонений процесс регулирования заканчивается. Выбор той или иной системы регулирования режимов работы двигателя определяется простотой конструкции и качеством переходных процессов, зависящим от общей структуры системы.
Система регулирования по отклонению позволяет использовать стандартный регулятор угловой скорости и получить простую конструкцию. Правда, для успешной работы она требует применения ряда дополнительных устройств.
Система регулирования по изменению требует создания специального регулирующего устройства — регулятора-компенсатора, содержащего сложный в изготовлении кулачок.
Однако такая система не требует применения дополнительных устройств и по сложности конструкции равноценна предыдущей.
Системы регулирования по отклонению и изменению нельзя использовать с двигателем, имеющим всережимный регулятор, так как в этом случае нельзя обеспечить равновесные режимы из-за совпадения на характеристике равновесных состояний прямых нагрузки и крутящего момента.
При наличии на двигателе всережимного регулятора его следует заменить на двухрежимный. Сложность создания таких систем заключается в сложности конструкции измерителя крутящего момента.