Вначале рассмотрим условия работы сцепления при переключении с низшей передачи на высшую (с первой на вторую). При переключении передач водитель прикрывает дроссельную заслонку карбюратора. Контакт, расположенный на рычаге переключения передач или в тяге, соединяющей рычаг с коробкой передач, подает сигнал к выключению сцепления.
Система автоматического управления должна предельно быстро выключить сцепление (не более чем за 0,25-0,30 с), чтобы при переводе рычага переключения передач шестерни не могли войти в зацепление при еще не успевшем выключиться сцеплении.
В процессе переключения передач скорость автомобиля и частота вращения вторичного вала коробки передач сохраняются примерно постоянными.
После переключения шестерен частота вращения ведомого элемента сцепления снижается на величину отношения передаточных чисел переключаемых передач.
В связи с прикрытием дроссельной заслонки карбюратора двигателя частоты вращения коленчатого вала двигателя и ведущего элемента сцепления также уменьшаются.
Время переключения шестерен при наличии в коробке передач синхронизатора и обычной интенсивности разгона автомобиля составляет не более 0,8 с. За это время частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшается примерно в 1,4-1,5 раза. Отношение передаточных чисел переключаемых передач составляет примерно ту же величину.
(1,4-1,6). Поэтому в момент включения сцепления частоты вращения его ведущего и ведомого элементов примерно одинаковы.
Это позволяет без рывка автомобиля очень быстро включить сцепление и приложить к колесам силу тяги, необходимую для дальнейшего разгона автомобиля.
Процесс включения сцепления после перехода с высшей передачи на низшую (со второй на первую) имеет существенное отличие от рассмотренного.