Управление передачами при помощи сцеплений и тормозов

Из-за относительно большого времени заполнения и опоражнивания гидромуфт и сложности конструкции такая передача не получила дальнейшего распространения на легковых автомобилях. Переключение передач без разрыва потока мощности обеспечивает непрерывно нарастающий разгон транспортной машины и облегчает создание автоматической системы управления, так как при этом отпадает необходимость применения синхронизирующих устройств для включения передач. Наибольшее распространение нашло управление передачами при помощи сцеплений и тормозов, включаемых давлением жидкости.

Применение электромагнитных сцеплений упрощает систему автоматического управления, однако приводит к значительному увеличению габаритных размеров коробки передач.

Автоматические коробки передач выполняют планетарными или с неподвижными опорами валов.

Передачи с неподвижными опорами валов проще в производстве и дешевле планетарных, однако имеют большие габаритные размеры.

Рассмотрим принципиальную ему двухступенчатой коробки передач ЛАЗ-НАМИ-035 с неподвижными опорами валов, управляемой двумя многодисковыми сцеплениями, работающими в масле. Включение каждого сцепления (сжатие дисков) осуществляется поршнем, в цилиндр которого подводится жидкость под давлением от системы управления.

Выключение сцеплений происходит под действием отжимных пружин при соединении цилиндров сцеплений со сливом. Левое сцепление соединяет первичный вал коробки передач со свободно посаженной на него шестерней.

Правое сцепление соединяет первичный вал коробки передач со вторичным валом. Передача заднего хода, включаемая скользящей шлицевой муфтой.

При включенном левом и выключенном правом сцеплении вращение от первичного вала ко вторичному передается через систему шестерен, что обеспечивает включение первой (понижающей) передачи.