«Сухое» скольжение при торможении

Характер кривых коэффициента сцепления зависит от многих факторов: материала и состояния дорожного покрытия, конструкции и материала шины, рисунка ее протектора, давления в шине, скорости движения автомобиля и др. Характер кривых зависит также и от микропрофиля дорожного покрытия, вызывающего колебания динамического радиуса колеса с амплитудой до 10 мм и с частотой, равной -10 Гц. Колебания динамического радиуса колеса приводят к уменьшению коэффициента сцепления. На кривой обозначим максимальную величину коэффициента сцепления колеса с дорогой через ср, а соответствующую ей величину коэффициента буксования — через е. Коэффициент сцепления при е = 1 обозначим через ср. На сухой дороге (асфальт, бетон) е = 0,1-0,3а. При торможении на сухом бетоне часто наблюдается совпадение значений ср. Однако «сухое» скольжение при торможении часто переходит в «мокрое» из-за оплавления поверхности шины в пограничном слое. Это существенно сказывается на характере кривой, так как вызывает снижение.

Во многих работах показано, что при увеличении скорости движения автомобиля величина ср уменьшается, а наклон кривой увеличивается. Для мокрого дорожного покрытия кривая имеет отчетливо выраженный максимум при е = 0,3-0,5, за которым следует сравнительно резкое снижение величины.

Значение коэффициента сцепления на 30-60% меньше.

Такой характер кривой объясняется тем, что пленка воды на поверхности дороги действует как смазка, сильно снижая коэффициент сцепления. Образование водяного клина зависит от толщины слоя воды на поверхности дороги, разности между скоростью автомобиля и окружной скоростью колеса и многих других факторов.

Все это существенно влияет на характер кривой. Существенное различие имеет место при торможении на дороге, покрытой льдом (значение меньше примерно на 50%).