Ручное управление

Для многоступенчатых коробок передач на низших передачах можно иметь два закона переключения передач, которые определяются параметрами, устанавливаемыми датчиком ускорений (первый закон для движения, близкого к равномерному, а второй — для интенсивного разгона). Еще проще применить ручное управление.

В этом случае, в обычных условиях движения, т. е. по горизонтальной дороге и при небольших подъемах, система осуществляет включение низших передач по закону, оптимальному для этих условий движения. В редких случаях движения на крутых подъемах при помощи перевода рычага ручного управления в определенное положение система осуществляет переключение по закону, сохраняющему низшие передачи до более высокой скорости движения.

У грузовых автомобилей с многоступенчатой коробкой передач, для которых разгон по горизонтальной дороге на первой передаче нецелесообразен, автоматическая система управления должна осуществлять трогание автомобиля с места и его разгон, начиная со второй передачи.

При движении на крутых подъемах и по бездорожью ручным управлением включается первая передача с последующим автоматическим переключением на высшие передачи.

При движении автомобиля, когда близки к значениям, лежащим на кривой переключений передач, небольшое увеличение или уменьшение скорости автомобиля будет приводить к неоправданным переключениям передач.

Чтобы устранить эти лишние переключения, вызывающие повышенный износ фрикционных элементов управления, следует при заданном угле осуществлять переключения с первой передачи на вторую при более высокой скорости движения автомобиля, а со второй на первую при том же угле и меньшей скорости. Другими словами, кривую, определяющую переход с первой передачи на вторую, следует сместить вправо относительно идеальной кривой, а кривую, определяющую переход со второй передачи на первую, — влево от идеальной кривой.