Одним из эффективных способов повышения безопасности является применение противоблокировочных систем или, выражаясь языком теории автоматического регулирования, систем автоматического регулирования оптимальной (максимальной) силы сцепления колеса с дорогой. Такие системы позволяют устранить занос автомобиля при торможении, улучшить управляемость и сократить тормозной путь. По данным обследования, проведенного в Англии, 21% дорожных происшествий, в результате которых пострадали люди, были вызваны потерей автомобилем устойчивости и управляемости вследствие блокировки колес автомобиля при торможении.
На обледенелой дороге по указанной причине происходит 60% аварий.
Значительное число аварий, особенно при повышенных скоростях движения, происходит из-за слишком большого тормозного пути.
Зарубежные специалисты считают, что применение на всех автомобилях противоблокировочных систем позволяет на 25% сократить число аварий.
Для условий эксплуатации автомобилей с более длительной зимой, когда дороги часто покрываются льдом или снегом, эта цифра может оказаться еще выше.
Около 30 фирм в восьми различных странах в настоящее время работают над созданием и внедрением противоблокировочных систем.
Работы в этой области проводятся и в нашей стране. Обычная тормозная система легкового автомобиля при экстренном торможении осуществляет торможение передних и задних колес до юза. Нетрудно показать, что такой способ торможения не является наиболее эффективным и безопасным.
Коэффициент сцепления колеса с дорогой зависит от коэффициента буксования. Рассмотрим зависимость коэффициента сцепления колеса с дорогой в продольной плоскости от коэффициента буксования е при торможении автомобиля на сухой, мокрой и покрытой льдом ороге.