При изменении момента статического сопротивления во времени на ведущих колесах транспортной машины происходит изменение момента статической и динамической нагрузок на вторичном валу передачи, момента статической и динамической нагрузок на первичном валу передачи, угловой скорости двигателя и угловой скорости колес машины. В дальнейшем будем считать, что первичный вал бесступенчатой передачи непосредственно соединен с двигателем, а вторичный — с колесами транспортной машины, т. е. будем рассматривать всю трансмиссию в целом, учитывая и шестеренчатые передачи.
Изменение каждого из указанных параметров свидетельствует о нарушении первоначального равновесного состояния двигателя и может служить сигналом к осуществлению процесса регулирования.
При возмущении происходит также изменение крутящего момента двигателя.
В переходном процессе момент не равен моменту и отличается от последнего на величину инерционного момента вращающихся масс, связанных с двигателем. Поэтому момент следует рассматривать как самостоятельный параметр, по которому можно осуществить регулирование.
Структурная схема машины с всережимным регулятором двигателя при наличии регулятора изменение момента приводит к изменению положения органа управления прибором подачи топлива.
Изменение также можно использовать для регулирования режимов работы двигателя.
После завершения процесса регулирования и возвращения двигателя к прежнему равновесному режиму работы параметры, а также приобретают свои первоначальные значения, которые наблюдались до начала процесса регулирования. Параметры после завершения процесса регулирования приобретают новые значения.
Из-за указанного различия для осуществления процесса регулирования применяют регуляторы, реагирующие на отклонения параметров (имеются в виду малые отклонения).