Обмотка возбуждения генератора

При включенной передаче, на которой осуществляется трогание автомобиля с места (первая передача и передача заднего хода), обмотка возбуждения генератора получает питание от аккумуляторной батареи через сопротивление. Напряжение, подводимое от якоря генератора к обмотке электромагнитного сцепления, нарастает при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя линейно, а момент трения сцепления меняется по квадратичной параболе.

После срабатывания реле обратного тока зажимы шунтируются и генератор переходит в режим самовозбуждения с питанием через то же сопротивление. Контакты реле обратного тока включаются при относительно высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя, равной 1600 об/мин, и их замыкание практически не влияет на процесс трогания автомобиля с места.

Для уменьшения скорости движения автомобиля, когда сцепление начинает выключаться и пробуксовывать, предусмотрен переключатель, контакты которого при включенной второй, третьей или четвертой передаче замыкаются и генератор переходит в нормальный режим самовозбуждения. В этом случае момент трения сцепления при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя нарастает более интенсивно.

В результате изменения схемы возбуждения генератора обеспечивается закон изменения, показанный ранее.

Комбинированная схема возбуждения генератора (электромагнитные сцепления с ферронаполнителем «Итон» и автомобиля «Стандарт-10»). Ток в обмотку возбуждения генератора поступает от аккумуляторной батареи через сопротивление и от якоря через реле-регулятор и сопротивление. Соответствующим сочетанием параболической и линейной зависимостей изменения напряжения можно получить желаемый характер кривой изменения момента трения сцепления.