Неустойчивый равновесный режим работы двигателя

Если двигатель после исчезновения возмущения снова возвращается к своему первоначальному равновесному режиму работы, то такой равновесный режим называют устойчивым. Устойчивому равновесному режиму работы двигателя соответствует точка.

В таком случае при отклонении (например, увеличении) частоты вращения двигателя от диодного значения момент сопротивления будет больше крутящего момента двигателя. Вследствие этого частота вращения двигателя уменьшится и восстановится прежний равновесный режим.

Если произойдет уменьшение частоты вращения двигателя от значения, то в этом случае крутящий момент будет больше момента сопротивления, что приведет к увеличению частоты вращения и восстановлению равновесного режима.

Способность двигателя восстанавливать равновесный режим без воздействия на прибор подачи топлива называют статической устойчивостью, или самовыравниванием двигателя. Неустойчивый равновесный режим работы двигателя характеризуют кривые.

В этом случае, если в связи с каким-либо возникшим и исчезнувшим возмущением произойдет увеличение частоты вращения двигателя от значения, то это приведет к увеличению момента по сравнению с моментом с в результате чего частота вращения двигателя будет продолжать непрерывно возрастать, т. е. прежний равновесный режим работы двигателя не восстановится.

При Уменьшении частоты вращения от значения из-за превышения величины момента по сравнению со значением момента частота вращения двигателя снизится до нуля. Статическая устойчивость двигателя качественно и количественно оценивается фактором статической устойчивости, являющимся отношением восстанавливающего момента к отклонению угловой скорости от заданного равновесного режима В линейном приближении кривые крутящего момента двигателя и момента сопротивления заменяют касательными к ним в точке равновесного режима.