Многомассовая система

При составлении структурной схемы используют небольшой набор однотипных звеньев и определенную последовательность действий, которую легко усвоить на основании приведенных ниже примеров. Система состоит из маховой массы двигателя, жесткого вала, коробки передач с передаточным отношением упругого вала с коэффициентом жесткости (карданный вал), маховой массы, главной передачи, приведенной к ее ведущему валу, жесткого вала, главной передачи с передаточным отношением, упругого вала (полуоси) с объединенным коэффициентом жесткости и маховой массы, выражающей поступательную массу транспортной машины. Объединенный коэффициент жесткостей двух полуосей равен удвоенному коэффициенту жесткости одной полуоси.

К массе приложен крутящий момент двигателя, а к массе статического сопротивления движению транспортной машины. Первый индекс при углах а поворота валов означает порядковый номер вала, а второй (для упругого вала) — левый или правый его конец.

Подобным образом можно записать уравнения любого количества последовательно расположенных инерционных масс, упругих валов и редукторов. Составленная на основании записанных уравнений структурная схема рассматриваемой системы.

Первый элемент на этой схеме, выражающий маховик с инерционной массой и в соответствии с первым уравнением системы уравнений, аналогичным уравнению динамического равновесия, определяет угол поворота вала по крутящему моменту двигателя и моменту статической и динамической нагрузки, подведенной к массе со стороны вала.

На структурной схеме записана передаточная функция этого элемента. Второй элемент (коробка передач с передаточным отношением), в соответствии со вторым записанным уравнением, по углу поворота вала определяет угол поворота левого конца вала.