Минимальное время переключения передач

Таким образом, возможность осуществления переключения передач при использовании механизма свободного хода зависит от того, насколько быстро снижается частота вращения коленчатого вала двигателя при отпущенной педали дроссельной заслонки карбюратора и насколько быстро водитель переводит рычаг переключения передач из одного положения в другое. Минимальное время переключения передач, при котором механизм свободного хода заклинивается после завершения процесса переключения передач, по расчетным данным Н. В. Дивакова для автомобиля «Москвич-408» составляет 0,55-0,76 с и для автомобиля «Запорожец-966В» равняется 0,55-0,98 с, а по экспериментальным данным, соответственно, 0,7-0,8 с и 0,9-1,2 с. При столь малом времени переключения передач сцепление, разработанное Н. В. Диваковым, нормально работать не может.

Обоснование практического применения рассмотренного принципа переключения передач требует осциллографирования переходных процессов переключений, выполняемых опытными водителями, например водителями такси. Пока что разработанные Н. В. Диваковым сцепления, видимо, можно устанавливать только на экипажах типа инвалидной коляски.

Возможность создания Дешевого» автоматического сцепления делает целесообразным проведение дальнейших исследований.

Можно, например, во время переключения передач при помощи несложного устройства освобождать ограничительный винт холостого хода карбюратора и полностью прикрывать дроссельную заслонку. Это увеличит интенсивность снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя и уменьшит допустимое время переключения передач.

Можно попробовать применить какое-либо устройство, увеличивающее время выключения низшей передачи. Это, возможно, незначительно снизит интенсивность разгона автомобиля, но предотвратит возможность поломки коробки передач из-за преждевременного заклинивания механизма свободного хода.