Механизм свободного хода

В момент времени, соответствующий точке, или несколько раньше (точка) водитель нажимает на педаль дроссельной заслонки карбюратора, и частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается. В точке происходит выравнивание частоты вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач. Механизм свободного хода заклинивается, и автомобиль продолжает движение на второй передаче.

Общее время переключения передач равно.

Рассмотрим случай, когда переключение передач водитель осуществляет более быстро. В точке водитель заканчивает выключение первой передачи и в точке включает синхронизатор второй передачи, оказывая на него значительное давление.

В точке происходит выравнивание частоты вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач.

Механизм свободного хода заклинивается.

Синхронизатор продолжает снижать частоту вращения первичного вала коробки передач и жестко соединенного с ним коленчатого вала двигателя. В точке, когда выравнивается частота вращения внутреннего и наружного конусов синхронизатора, включается вторая передача.

В точке водитель, нажимая на педаль дроссельной заслонки карбюратора, увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя и скорость движения автомобиля.

Такой процесс переключения передач аналогичен переключению передач на автомобиле с обычным сцеплением без его выключения и недопустим из-за перегрузки синхронизатора. Водитель может сначала уменьшить подачу топлива, а затем взяться за рычаг переключения передач, и тем самым предотвратить преждевременное включение механизма свободного хода.

Однако при интенсивном разгоне это противоречит естественным действиям водителя. По сведениям В. А. Иларионова, водитель высшей квалификации при интенсивном разгоне автомобиля переключает передачи за 0,2-0,5 с.