Использование центробежного сцепления

Реализация этого способа переключения передач позволяет получить простое и недорогое автоматическое сцепление, примерно в 3 раза менее дорогое, чем электромагнитное с ферронаполнителем. Отметим, что использование центробежного сцепления для трогания автомобиля с места и механизма свободного хода для переключения передач не является новым.

Такие сцепления в 30-х годах появились на американских автомобилях, но быстро вышли из употребления. Это объясняется тем, что механизм свободного хода мешает осуществить торможение автомобиля при помощи двигателя, и, возможно, несовершенством процесса переключения передач.

Н. В. Дивакову при использовании дополнительных устройств удалось устранить первый недостаток. Теоретически процесс переключения передач с низшей на высшую при наличии механизма свободного хода происходит следующим образом.

Водитель отпускает педаль дроссельной заслонки карбюратора и начинает выключать первую передачу. При этом механизм свободного хода отсоединяет двигатель от первичного вала коробки передач.

Частота вращения первичного вала коробки передач, соединенного с колесами автомобиля, сохраняется примерно постоянной, а частота вращения коленчатого вала двигателя ид резко снижается.

Процесс выключения первой передачи определяется некоторым временем и заканчивается в точке.

В течение времени в коробке передач сохраняется нейтральное положение. Частота вращения первичного вала из-за трения шестерен о масло снижается более интенсивно.

В момент времени, соответствующий точке, включается синхронизатор второй передачи, в результате чего частота вращения первичного вала коробки передач резко снижается. Спустя время в точке выравнивается частота вращения внутреннего и наружного конусов синхронизатора и процесс включения второй передачи заканчивается.